sontucio (sontucio) wrote,
sontucio
sontucio

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Воентеты – русские и французские. Часть 2.

После некоторой заминки, связанной с поломкой моего компьютера продолжаю публиковать главы из книги Анатолия Анатольевича Дёмина, Ходынка: взлетная полоса русской авиации. Сегодня вашему вниманию представляется двадцать первая глава этой книги: Воентеты – русские и французские. Часть 2. Первую часть этой главы, можно прочесть ЗДЕСЬ.

DSC_3967.JPG

19 декабря 1913 г. после сдачи пилотского экзамена на «Депердюссене» он получил «бреве» № 1571. С началом войны дипломированного пилота зачислили во Французскую армию без «промежуточного» в таких случаях иностранного легиона. После ускоренных курсов он получил и диплом военного летчика № 602, 1 мая 1915 г. прибыл в эскадрилью MS.2325, вооруженную «Моранами-Сольнье». Он участвовал в кровопролитной битве при Сомме, а вскоре эскадрилью перебросили под Верден. В 1915 г. в одном бою против восьми (!) немецких самолетов он сбил два из них, подробности неизвестны. В другом воздушном бою над территорией врага летчика подбили. От плена его спас летчик Баббо, приземлившийся рядом и вывезший Пульпе на своем самолете, а подбитый истребитель сожгли. В марте
1916 г. Пульпе в составе эскадрильи N.23 на «Ньюпоре» сбил еще два самолета, причем оба раза сражался с тремя немцами: «20 марта 1916 года атаковал три самолета противника на его территории.

В ходе свирепого боя сумел поставить врага в невыгодное положение, сбил один немецкий самолет и, несмотря на то, что собственный аэроплан неоднократно прострелен, благополучно возвратился».

Летом 1916 г. группа французских летчиков, в ней был и Пульпе, через Мурманск прибыла в Россию. На груди у летчика на еще малознакомом москвичам французском военном мундире красовался Военный крест с пятью пальмами^. Единственный среди французов 36-летний ас был не только самым старшим, но и самым невеселым на банкете в их честь в Пушкинском зале ресторана «Яр», что туг же отметили русские летчики. Трудно сказать, какие мысли занимали в тот «час Хо- дынского веселья» несосгоявшегося московского авиатора, которого сами французы за чисто юношеское упорство и горячность прозвали «летчиком с вулканом в сердце». Неясно также, бывал ли он здесь в начале 10-х годов и поднимался ли в воздух. Но по крайней мере один раз он все-таки «отметился» на Ходынке. В газете сообщили, что «один из героев французской армии, лейтенант Пульпе, еще недавно сбивавший немцев под Верденом, в воскресенье, несмотря на хмурую, ветреную погоду, совершил несколько блестящих эволюций на Ходынском аэродроме.»

1 июля 1916 г. Э.М.Пульпе на «Ньюпоре-XI» французской постройки сбил немецкий самолет в районе Ковеля. 19 июля он вылетел на очередное задание и вступил в свой последний бой с пятью немецкими истребителями. В деле французской военной миссии сохранился акт об обстоятельствах гибели младшего лейтенанта французской армии Пульпе: «В семь часов утра пролетело пять вражеских истребителей. Через некоторое время над ними появился один наш истребитель, атаковавшим противника. Два вражеских самолета обратились в бегство, в то время как остальные втянулись в бой с нашим самолетом, который после множества атак на врага резко упал на левое крыло и закрутился. На высоте триста метров он выпрямился и упал вертикально на землю... После изучения обломков самолета, следует, что во время воздушного боя была перебита тяга элеронов, вследствие чего самолет потерял управление. Пилот был ранен в левую руку и в область поясницы. Падение превратило самолет в бесформенную массу. Мотор ушел в землю на пол-аршина...»

В последнем неотправленном письме Пульпе значилось как в завещании: «В груди каждого летчика горит одно желание, одна мысль: я пошел защищать Родину. Ей нужна моя жизнь, и я с радостью отдаю ее. Не нужно мне хвалы и венков, лишь одного хочу — победы... Умру как все. Мои мысли будут о тебе, мое Отечество Россия, о моей колыбели — Латвии. Я отдаю им себя всецело — свою жизнь и кровь — во имя будущего: победы и славы...» Гибель героя оплакивали Латвия, Франция и Россия. Командующий французской армией маршал Жоффр издал специальный приказ, где отмечен «выдающийся по мужеству и хладнокровию дух русских летчиков» и погибший Пульпе как «превосходный летчик-истребитель, отличный офицер, образец наиболее высоких воинских доблестей, храбрость которого сделалась примером для всей французской армии.»

Похоронили героя в Риге, где уже не осталось никого из родных, но грандиозное шествие, над которым все время летал аэроплан, длилось много часов. Петроградское «Новое время» отметило в некрологе «громадную толпу» летчиков за гробом, а университетский друг, сопровождавший прах героя из Москвы в Ригу, вспоминал, что они с Пульпе, который «считался еще до войны одним из русских теоретиков воздухоплавания», собирались основать в Москве авиазавод, но помешала война...
Появление французских летчиков в России совпало по времени с рапортом Великого князя, поданным 2 июля начальнику штаба Верховного главнокомандующего «О придаче авиационным отрядам двух самолетов-истребителей». Отмечая постоянно увеличивающуюся на русском фронте интенсивность воздушной войны, он сообщал: «Появление на нашем фронте быстроходных и сильно вооруженных неприятельских аппаратов истребителей вызвало необходимость формирования у нас отрядов истребителей, задачей которых являлось бы:
1) защита менее быстроходных и слабее вооруженных аппаратов во время выполнения последними задач по разведке, фотографированию и корректированию стрельбы;
2) недопущение аппаратов противника к разведке важных в военном отношении пунктов и районов;
3) преследование неприятельских аппаратов с целью их уничтожения.
Успешное выполнение этих задач требовало значительного числа аппаратов истребителей... Обстановка на фронте вполне оправдала предположения о необходимости увеличения числа истребителей на фронте. Воздушные бои, ставшие обычным явлением, принимают все более ожесточенный характер, причем появление быстроходных, сильно вооруженных аппаратов противника парализует деятельность наших летчиков, не давая им возможности выполнять крайне важные задачи разведки тыла противника, столь необходимые в период настоящих операций. Примером может служить обстановка в 8-й армии, где несколько попыток наших летчиков пролететь до Ковеля неизменно кончались нападением на них, тотчас же по переходе через позиции, нескольких (5—6, а иногда и 8) истребителей противника, причем лишь благодаря счастливой случайности летчики наши отделывались разбитым винтом или простреленным баком, принуждавшим их спускаться, что. благодаря близости своих войск, им удалось делать в расположении последних.

Меры к увеличению наших воздушных сил в районе 8-й армии мной приняты: в 8-м авиационном дивизионе спешно будут сосредоточены: 4 французских офицера со своими аппаратами-истребителями и 8-й отряд истребителей, которому спешно выдаются только что прибывшие из заграницы аппараты. Но вместе с тем можно с уверенностью сказать, что обстановка, сложившаяся в 8-й армии, не замедлит стать обычным явлением и в остальных армиях. Поэтому приходится признать, что наличие на фронте армии всего лишь 6 аппаратов отряда истребителей явится недостаточным для успешной борьбы в воздухе.

Ввиду усиливающейся за последнее время деятельности наших заводов можно предположить, что в недалеком будущем производительность их даст возможность увеличить число истребителей на фронте. Увеличение числа истребителей на фронте представлялось бы наиболее желательным произвести придачей каждому авиационному отряду по два аппарата-истребителя, задачей коих являлась бы защита других менее быстроходных аппаратов своего отряда, при выполнении последними ответственных задач. При этих условиях 6 аппаратов отрядов истребителей, с которых будет снята забота о защите аппаратов остальных отрядов, более успешно справится с задачей недопущения к разведке важных районов и пунктов неприятельских летчиков, их преследования и уничтожения.»

Жизнь показала ошибочность мнения Великого князя, «растопыренными пальцами» (два истребителя на авиаотряд) бороться со все усиливавшейся немецкой истребительной авиацией было бессмысленно. Уже к августу 1916 г. три корпусных авиаотряда (2-й, 4-й и 19-й) объединили в Особую Боевую авиагруппу (1-ю баг), специально предназначенную для борьбы с немецкими истребителями. Ее командиром стал штаб-ротмистр А.А.Казаков, повторивший таран Нестерова. До этого он командовал 19-м као, лучшим в военно-воздушном флоте России. 25 августа сюда направили выпускника Московской авиашколы ефрейтора И.В.Смирнова. 7 сентября в штабе авиагруппы он представился высокому худому офицеру с пышными нафабренными усами — Казакову. Он поприветствовал новичка: «А! Смирнов! Я видел ваши документы. У вас хорошие рекомендации. Вы попали в лучший отряд России, где летают только лучшие пилоты. Желаю удачи!

Удачу после всего 15 часов налета в школе ефрейтор должен был добывать на двухместном разведчике «Ньюпор-Х», так как истребителей в группе не хватало даже опытным летчикам. Первую победу Смирнов с наблюдателем штабс-капитаном ПАПентко одержали только 20 декабря 1916 г., сбив немецкий «Авиатик»

C. I (сер. № С2775/16). В тот же день стажер Московской авиашколы прапорщик Кокорин из 4-го као на «Моране-Сольнье тип Н» сбил еще один самолет.
Русские истребители, многие из них стали знаменитыми асами, в 1916—1917 гг. сбили немало немецких самолетов. В настоящей работе нет возможности отразить массу любопытных подробностей воздушных боев с участием военлетов с Ходынки. Жаль, что у нас до сих пор не опубликовали статистику побед русских асов.32 Не претендуя на исчерпывающую полноту и абсолютную достоверность, все-таки попытаюсь систематизировать данные о победах некоторых русских асов (см. табл. I).33
Здесь много Ходынских «крестников». Кроме курсантов и стажеров авиашколы Янченко, Смирнова, Сука, Пишванова, Кокорина, в Москву в командировки | разными заданиями на Ходынское поле, ставшее в те годы «меккой» военных летчиков, приезжали Крутеиь, Орлов, Прокофьев-Северский, Гильшер, Арцеулов и многие другие. Здесь шел наиболее интенсивный обмен фронтовым опытом.

1 пост Ходынка взлетная полоса русской авиации.
2 пост У истоков московского воздухлплавания.
3 пост Первые полеты на самолетах. Часть 1.
4 пост Первые полеты на самолетах. Часть 2.
5 пост Зарождение аэродрома.
6 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 1.
7 пост «Дукс» начинает строить самолеты. Часть 2.
8 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 1.
9 пост Какой должна стать военная авиация? Часть 2.
10 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 1.
11 пост «Точка» или авиационный центр? Часть 2.
12 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 1.
13 пост Самолеты строит не только «Дукс» Часть 2.
14 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 1.
15 пост Высшая школа летного мастерства. Часть 2.
16 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 1.
17 пост Земная и «небесная» жизнь Ходынки- будни и праздники. Часть 2.
18 пост Перелеты – знаменитые и безвестные. Часть 1.
19 пост Перелеты – знаменитые и безвестные. Часть 2.
20 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 1.
21 пост В небе Ходынки человек полетел как птица. Часть 2.
22 пост Аварии и катастрофы. Часть 1.
23 пост Аварии и катастрофы. Часть 2.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 1.
24 пост Адам от авиации и другие «небожители» Часть 2.
25 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 1.
26 пост «Великая война» зовет авиаторов. Часть 2.
27 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 1.
28 пост Какие самолеты нужны русской армии? Часть 2.
29 пост «Дукс» расширяет производство – ямщики, потеснитесь. Часть 1.
30 пост «Дукс» расширяет производство – ямщики, потеснитесь. Часть 2.
31 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 1.
32 пост «Все для фронта» - все ли? Часит 2.
33 пост «Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 1.
34 пост «Самое грозное боевое оружие XX века…» Часть 2.
35 пост «Аэроплан – не машина, его рассчитать нельзя!» Часть 1.
35 пост «Аэроплан – не машина, его рассчитать нельзя!» Часть 1.
36 пост «Аэроплан – не машина, его рассчитать нельзя!» Часть 2.
37 пост Учебный центр учебного боя. Часть 1.
38 пост Учебный центр учебного боя. Часть 2.
39 пост Воентеты – русские и французские. Часть 1.
40 пост Воентеты – русские и французские. Часть 2.
Tags: Авиация, Беллетристика, Военная история, Ходынское поле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments